В мае постановлениями Московской городской Думы по инициативе депутата Веры Степаненко были проведены два принципиальных отзыва столичных законодателей на проекты федеральных законов экологической направленности. Так, постановлением "Об отзыве на проект федерального закона 331562-5 "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" было решено проект не поддерживать, и вот почему. Этим проектом предлагается ввести понятия "сосуществование различных сельскохозяйственных культур" и "буферная зона", а также в перечне задач государственного регулирования определить задачу по обеспечению сосуществования культур. Смысл понятия "сосуществование сельскохозяйственных культур" означает, что при выращивании на смежных земельных участках натуральных и генно-модифицированных сельскохозяйственных культур необходимо, чтобы натуральная культура была гарантированно защищена от риска перекрестного опыления генно-модифицированной. И такой принцип сосуществования уже закреплен в законодательстве стран ЕС. А "буферные зоны" создаются вокруг земельных участков, на которых осуществляется производство продукции с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов. Причем, согласно проекту, "в границах буферных зон запрещается производить продукцию, принадлежащую к одному биологическому виду (видам) с продукцией, произведенной из/или с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, на земельном участке (участках) или его части (частях), окруженных буферной зоной, либо продукцию, имеющую однородные биологические свойства с продукцией, произведенной из/или с использованием генно-инже нерно-модифицированных организмов, что может являться результатом их перекрестного опыления". Если же такая продукция будет производиться в границах буферных зон, она будет признаваться генно-модифицированной продукцией и подлежать обязательной маркировке. Сегодня в России генно-модифицированные культуры официально не выращиваются, однако запрет на их выращивание на законодательном уровне не закреплен, и значит, опасность перекрестного опыления натуральных сельскохозяйственных культур генно-модифицированной культурой действительно может возникнуть. Однако предложенные изменения противоречат нормам земельного и имущественного права, поскольку не ясна принадлежность "буферной зоны". Этим и обоснован отрицательный отзыв на законопроект, так как предложенные в нем новшества не столько поставят барьер на пути распространения ГМО, сколько осложнят юридические и хозяйственные взаимоотношения между сельхозпроизводителями. Другим своим постановлением "Об отзыве на проект федерального закона 349811-5 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Мосгордума поддержала инициативу федеральных законодателей, ибо проект предоставляет возможность субъектам РФ принимать участие в осуществлении полномочий РФ в области охраны национальных парков, каковые в том числе находятся на территории Москвы. По своей сути в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Например, это такое место как Лосиный Остров, которое является излюбленным местом для посещения и гуляния. На данный момент он находится в захламленном состоянии.Сегодня парки являются исключительно объектами федеральной собственности и создаются в форме финансируемого из федерального бюджета природоохранного учреждения. А Бюджетный кодекс РФ не позволяет органам государственной власти субъекта РФ устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ не могут участвовать в проведении мероприятий по охране национальных парков, даже если эти парки находятся на их территории. Новый законопроект предлагает дополнить Федеральный закон 33-ФЗ абзацами, предоставляющими субъектам РФ право за счет собственных средств участвовать в обеспечении финансирования мероприятий по сохранению и восстановлению национальных парков. Внесение таких изменений создаст правовые условия, позволяющие субъектам РФ осуществлять дополнительное финансирование национальных парков как объектов общенацио-нального достояния в целях их сохранения и приведения в порядок. Но такое участие будет благотворным в том случае, если одновременно с новой ответственностью у субъектов появятся новые полномочия в области охраны окружающей среды по выполнению конкретных задач, например, организации рекреационных центров и оказании помощи в содержании территорий. Что также необходимо учесть при подготовке законопроекта.